11 мая. Память преподобноисповедницы Софии Киевской

Отец будущей святой Евгений Иванович Гринёв, дворянин Тульской губернии, женился рано, будучи студентом Московского университета юридического факультета, на первом его курсе. Невеста его, Лидия Дмитриевна Глазунова, не имела ещё полных 16 лет, когда вышла замуж. Свадьба их была в г. Москве, в Хамовниках. Первым их ребёнком была девочка София (родилась в 1873 году). После была рождена дочь Мария и сын Борис. Больше детей не было.
Отец умер ещё совсем молодым, простудившись в одну из командировок по уезду. В три дня от воспаления лёгких его не стало. Мать осталась вдовой 26 лет от родус тремя детьми на руках, младшему из которых было около года. Отец похоронен в г. Белёве Тульской губернии. И сейчас же, похоронивши мужа, Лидия с детьми выехала к своим родным в Калужскую губернию в Тарусский уезд.
Находясь некоторое время после смерти отца в Белёве, дети посещали женский монастырь, настоятельницей которого была их бывшая гувернантка — игумения Евгения. Она с большой добротой и любовью относилась к своим осиротевшим воспитанникам. Они, пребывая в обители, молились в храме, а также часто посещали матушку Евгению в игуменских покоях. Впечатлительная Соня, как она вспоминала, часто любила в детских играх повторять увиденное в монастыре. Так, она надевала длинную пелерину и, изображая настоятельницу, становилась на возвышение. Младшие сестра и брат ей «кадили», используя для этого привязанные на нитках катушки. Благочестивая «игуменья» усердно их благословляла, а те почтительно ей кланялись.
С шестнадцати лет Соня проживала у тёти и бабушки по маминой линии в Калужской губернии. Недалеко от их имения находилась Оптина пустынь, славившаяся великими старцами-подвижниками. Сюда стекались люди со всех уголков страны за духовной поддержкой, советом и наставлениями. С юных лет посещая Оптину, Соня восторженным сердцем полюбила эту обитель и впоследствии стала духовной дочерью Оптинских старцев. Однажды, приехав в пустынь, семейство Гринёвых молилось в храме. После окончания богослужения батюшка-старец, совершавший литургию, вышел с крестом. Повернувшись в сторону Гринёвых, он попросил пропустить игуменью. Они с недоумением смотрели по сторонам, а потом поняли, что батюшка зовет Соню. Девочка приложилась ко кресту, а прозорливый старец, гладя её по голове, пророчески предрёк: «Какая игуменья будет!»
Некоторое время Соня обучалась в Александро-Мариинском институте в Москве, а затем в Киевской Фундуклеевской гимназии. После окончания гимназии София поступила в Киевскую консерваторию по классу пения. Необычайный по красоте и силе голос юной студентки Гринёвой, её талант и дарования восхищали преподавателей. Они видели в ней будущую оперную певицу. В студенческие годы юная Соня была жизнерадостной, весёлой, общительной девушкой. Её можно было увидеть на балах, в театрах, на музыкальных вечерах.
Прошло некоторое время. София училась на последнем курсе консерватории. Тут-то и свершились над нею неисповедимые судьбы Божии. Почти перед самым окончанием консерватории, когда Софии было 22 года, она после урока пения не побереглась. Полагалось полчаса не выходить на морозный воздух, но она сразу же после урока поспешила домой. По дороге встретила знакомых, весело с ними разговаривала. Пришла домой радостная, раскрасневшаяся от мороза. Через два дня заболела дифтерийной ангиной в очень сильной форме, после которой она совершенно лишилась голоса. Девять месяцев София не могла говорить. Свои просьбы или вопросы должна была писать. Очень сожалели профессора консерватории о её болезни, но вернуть ей голос было невозможно, несмотря на все усилия самых знаменитых киевских и московских докторов.
Из воспоминаний ее сестры Марии Евгеньевны: "Моя сестра впала в полное отчаяние. Нельзя было узнать прежней моей весёлой сестрицы! С каждым днём ей становилось всё хуже и хуже и, наконец, стало совсем плохо. Врачи предполагали у неё туберкулёз горла и советовали послать её в Швейцарию в Давос. Ничего иного не оставалось, как согласиться на это далёкое путешествие. Но Господь уготовал ей иное место, где она силою Божественною получила исцеление.
Приятельница моей сестры, о которой речь уже была выше, Анна Захарьевна Знаменская, наша соседка по имению, в это время успела уже осуществить своё пламенное желание послужить Богу в иноческом чине. Её отец выделил ей часть имения, где ею первоначально была создана маленькая община с пятьюдесятью сёстрами, помещавшимися первые месяцы в шалашах. В описываемое время община успела возрасти в Свято-Троицкую обитель. Настоятельница мать Анна пригласила свою любимую подругу отдохнуть перед дорогой заграницу в чудесной местности и набраться, сколько возможно, сил. Сестра приняла это приглашение и прибыла в обитель.
Но, вопреки ожиданиям, её не поправил сосновый воздух. Её здоровье стало ухудшаться быстрым темпом, и дело дошло до того, что стали опасаться, что приближается роковой исход. Настоятельница поспешила пригласить к тяжелобольной духовника обители старенького священника для напутствия милой моей сестрицы в иной, лучший мир. На глухой исповеди больная говорить не могла, Соня плакала на груди добрейшего старца, который ободрял её и утешал. После причастия моя сестрица, потрясённая и усталая, тихо заснула. Подле неё дежурила монахиня. Ночь прошла спокойно. Наутро Соня проснулась и, к радости и удивлению дежурившей сестры, вдруг обратилась к ней с несколькими словами. Настоятельница с сёстрами, узнав о чуде, поспешили в келью к больной. Соня заговорила с ними и попросила позвать батюшку и отслужить благодарственный молебен. Здоровье сестры стало быстро восстанавливаться». После этой милости Божией, явленной Софии, она навсегда оставила мирскую жизнь."
В возрасте 22-х лет София уходит в монастырь в Калужской губернии где проживает до 39 лет. В обители сестры искренне полюбили Софию, которая читала и объясняла им духовные книги.
В декабре 1905 года указом Калужской духовной консистории рясофорная послушница София была утверждена начальницей женской общины «Отрада и Утешение». Она управляла общиной «Отрада и Утешение» больше десяти лет. За это время был полностью восстановлен храм во имя святого Иоанна Милостивого, там начали проводить богослужения. За церковью закреплялся штатный постоянный священник.
На сороковом году своей жизни она была вызвана Синодом в Петроград для пострижения в монашество и посвящения в игуменьи. Посвящал ее Киевский митрополит Флавиан для назначения на должность настоятельницы Киево-Покровского женского монастыря, где София и прослужила в продолжение 10 лет (от 1913-го до 1923 гг.)
Вскоре после возведения в игуменский сан матушка София прибыла в Киев. В Покровском монастыре все собрались у святых ворот, с нетерпением ожидая приезда новой настоятельницы. Под мелодичный звон колоколов её экипаж подъехал к обители. Взволнованные и радостные взоры были устремлены на карету. Неожиданно дверцы, из которых должна была выйти игуменья, заклинило, и их никак, при всём старании, не смогли открыть. Матушка София, исполненная спокойствия, благодушно заметила, что в этом есть как бы предсказание тюрьмы. Её пророческие слова впоследствии сбылись.
Монастырские лечебницы, столь дорогие сердцу почившей Княгини-инокини Анастасии, успешно продолжали свою работу. Когда игуменья София вступила в должность настоятельницы монастыря, на его территории находились две хирургические больницы (старая и новая) с домовыми храмами, терапевтическая больница с домовой церковью, аптека с бесплатной выдачей лекарств, амбулаторная лечебница, принимавшая ежедневно более 500 человек.
По соглашению игумении Софии с Департаментом Земледелия, при Межигорском монастыре была учреждена низшая женская сельскохозяйственно-домоводственная школа 1-го разряда. Матушка была попечительницей этой школы и предоставила большой земельный участок монастырских владений для практических занятий учащихся. Лучшие ученицы монастырской школы направлялись для дальнейшего обучения в Межигорскую сельскохозяйственную школу.
Весной 1919 года, с приходом к власти большевиков, всё монастырское имущество было национализировано. Под видом трудовой артели обитель смогла просуществовать ещё несколько лет. В феврале 1923 года игумения София была отстранена «обновленцами» от управления обителью и поселилась в пригороде Киева Ирпене с несколькими инокинями.
Вскоре начались аресты и преследования. В 1924 году игумению Софию арестовали и задержали на 6 недель. Второй арест последовал в 1928 году и продолжался 7 недель. Матушку приговорили к высылке на восток, но из-за болезни её не сослали.
В октябре 1931 года, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, игумения София была арестована в третий раз. В конце июля 1932 было составлено обвинительное заключение по делу игумении Софии, в котором говорилось: "В процессе следствия по делу ликвидированной в г. Киеве в 1931 году контрреволюционной организации церковников мы установили, что проживающая в предместье г. Киева — Ирпене — бывшая игумения, настоятельница Киевского Покровского женского монастыря Гринёва София, скрывавшаяся по подложным документам под фамилией Щегловой Марии, имеет нелегальный монастырь с институтом монахинь и послушниц, которых она использует для систематического проведения к-р агитации среди населения."
3 октября 1932 года Особое Совещание при Коллегии ГПУ УССР, заслушав дело Гринёвой С.Е., приняло своё решение, отличающееся от предложенного ранее следствием. В выписке из протокола Особого Совещания говорилось: «Гринёву Софью Евгеньевну из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 п. п. сроком на три года, считая срок с 14/Х-31 г. Дело сдать в архив».
Последние дни жизни матушки Софии протекли неподалёку от Покровского храма села Покров Московской области. В Москве проживали многие знакомые игуменёи Софии. Но «неблагонадёжным» гражданам запрещалось поселяться в радиусе 100 км от столицы. Село Покров как раз и располагалось на так называемом 101-м километре от города.
Недалеко от храма находился деревянный домик, в котором жила игуменёия София. Рядом с домом раскинулся красивый ельник, и матушка, страдавшая приступами бронхиальной астмы, часто приходила сюда подышать целебным воздухом. Нежной любовью и трогательной заботой её окружали преданные сёстры — Пелагея (Белецкая) и Мария (Зинина), не разлучавшиеся с матушкой ещё с обители «Отрада и Утешение».
Домик монахинь был самым почитаемым среди односельчан. В это тихое, окружённое лесами село, по словам старожилов, приезжали некогда славные, а в то время презираемые и гонимые так называемые «бывшие». Одной из них была внучатая племянница знаменитого композитора Надежда Витальевна Чайковская.
В 1934 году епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик, ныне канонизирован как священномученик), постриг в схиму игумению Софию.
Игумения София мирно скончалась в апреле 1941 года. Через некоторое время её родная сестра получила из России письмо И.А. Григорьевой, в котором говорилось:
«Многоуважаемая Мария Евгеньевна! Пишет вам одна из дочерей вашей сестры Софьи Евгеньевны. Она поручила мне ещё года два тому назад в случае её смерти известить вас об этом. И вот этот страшный момент наступил! Наша ненаглядная София Евгеньевна скончалась 4-го апреля нового стиля в 1 час 25 мин. дня. Последние три года она страдала мучительной болезнью. У неё была бронхиальная астма, которая вначале выражалась лёгкими припадками, затем они стали учащаться, прибавилось ещё и заболевание сердца. Несмотря на то, что она неоднократно обращалась к лучшим московским врачам и аккуратно исполняла их советы, болезнь нисколько не уступала лечению…
Смерть её наступила неожиданно, несмотря на то, что ожидать это горькое событие можно было каждый день. С утра она чувствовала себя не хуже обычного. Она попросила одну из любимых ею книжек и, отправив бывших при ней детей, осталась одна… Из соседней комнаты было слышно, как она переворачивала страницы книжки, и вдруг она закашлялась. Ей стало трудно дышать… Это продолжалось три часа… Дыхание становилось всё труднее, всё реже, глаза были ясные, всё понимающие, они смотрели на иконы, потом она перевела их в другой угол на любимый образ, потом быстро и крепко закрыла их, и больше эти дорогие, ясные глазки уже не открывались…»
Матушка София не дожила полгода до возобновления деятельности Киево-Покровского женского монастыря, вновь открывшегося в октябре 1941 года.
В августе 1989 года она была посмертно реабилитирована. Благодаря труду Е. Концевич, изданного в Америке, имя матушки стало известно миру.
А 25 августа 2012 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви схиигумения София была причислена к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии.
Чин прославления возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей!
✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал
✅ Поддержи нас в Instagram