Если подросток говорит "Я не знаю, чего хочу в жизни" — это неправда!

Если подросток говорит "Я не знаю, чего хочу в жизни" — это неправда!

Как помочь ребёнку с выбором профессии, чтобы он потом не жалел и не обвинял вас в том, что вы испортили ему жизнь? 

Начнём с того, что подростковый возраст можно условно разделить на три больших этапа:

▪️5-6 и до 12 лет. 

Главная задача родителей здесь — показать спектр возможностей и многогранность мира. Много разных кружков, секций, всего чего угодно, из чего потом ребёнок будет выбирать. И тут важно отличать лень ребёнка («не хочу вставать в восемь утра, чтобы идти в бассейн») от отсутствия интереса.

 

Вот вы ведёте ребёнка в кружок, а он через какое-то время бросает. Ничего страшного. 

Если ребёнок отказывается ходить в секцию или кружок, потому что он не хочет делать домашнее задание или вставать рано утром, чтобы идти на тренировку, в этом случае надо работать. Не бороться, а работать. А если понимаете, что отвели ребёнка на урок занимательной математики, и ему через три занятия это абсолютно неинтересно — значит, не надо этому учить. Меняйте секцию, предлагайте другие варианты. Но не приучайте бросать и дальше ничего не делать.

 

▪️К 12 годам у ребёнка вырисовывается область интересов. Она может быть широкая, а может быть поуже. Например, ребёнку может нравится всё, что связано с гаджетами/географией/математикой итд.

Одновременно с этим, ребёнку нужен взрослый авторитет, а с другой стороны, этот авторитет — точно не родитель.

Главная задача родителей в этот период  — помочь найти ребёнку того наставника, с которым у него сложится общение. Такой "авторитет" может появиться в кружке или секции, им может стать даже друг семьи.

▪️Где-то с 14 лет с точки зрения профориентации родители становятся «кошельком на ножках». Да, неприятно, но это так. Надо искать хорошие вузы и дальше готовить к нему ребёнка, подбирать репетитора, собирать деньги итд. 

Главное — не давить, не навязывать свой выбор, не настаивать, если хотите остаться ребёнку другом на всю жизнь. 

К 16-17 годам ребёнок имеет право не знать и не понимать, кем он хочет быть. В 30-40 лет мы ошибаемся с работой, с друзьями, с деньгами. Чего мы хотим от наших 15-16-летних детей? Чтобы они чётко сказали: «Я всю жизнь буду моряком или, например, маркетологом?». Людей, у которых есть, что называется, божье определение, очень мало. Это, наверное, 1% от всего населения, если не меньше.

А если в этот период вы будете ходить за ребёнком и петь: «Давай реши, давай возьмём ещё 15 репетиторов, давай запишем тебя ещё в восемь кружков» — ничего кроме ненависти к любой работе вы не получите.

 

Не бывает подростка, у которого совсем нет интересов. 

Я довольно часто общаюсь с родителями будущих выпускников и многие из них говорят: «Мой оболтус до сих пор не знает, чего хочет в жизни». 

Это, конечно, неправда. 

Ребёнок либо боится сказать взрослому о своих интересах, либо боится самому себе признаться в этом, а в последнем случае — не умеет формулировать свои мысли.

Если поговорить с таким ребёнком, выясняется, что он много чего хочет и ему многое нравится. Но когда он, к примеру, говорил об этом родителям, они заявляли «Нет, это не профессия, это ерунда». В итоге, конечно, он просто перестаёт взрослым что-либо говорить. 

У ребёнка 12-14 лет не может не быть интересов. Такого просто не бывает.

Любой интерес можно перенести в профессию. 

Если ваш ребёнок любит компьютерные игры, предложите посмотреть какие-то интервью о киберспорте, почитайте статьи, поинтересуйтесь, как это увлечение можно монетизировать. 

Слушайте и слышьте своих детей, направляйте их, подсказывайте и поддерживайте, даже если их идеи кажутся вам несерьезными. 

 

 

Елена Царалунга 

 

✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей! 

✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал

✅ Поддержи нас в Instagram