22 октября. Память преподобного Иова Угольского
Будущий архимандрит Иов (в миру Иван Георгиевич Кундря) родился 18 мая 1902 г. в с. Иза под Хустом в Австро-Венгрии. У его родителей Георгия и Анны Кундри было пятеро сыновей и три дочери, но для жителей Изы такая семья не считалась многодетной. Кое-кто имел по десять и двенадцать детей.
В родном селе Иван окончил восемь классов народной школы, а в 1920 г. – хозяйственные курсы. В 1924–1925 гг. (Закарпатье с 1920 г. стало территорией Чехословакии) Иван Кундря служил в чехословацкой армии в Михайловцах (Словакия).
В 1928 г. окончил пастырско-богословские курсы. Вместе с некоторыми другими жителями с. Иза устроил скит во имя Пресвятой Троицы в урочище Городилово. 22 декабря 1938 г. архимандрит Алексий (Кабалюк) постриг Ивана Кундрю в монахи с наречением имени Иов. В марте 1939 г. Закарпатье было оккупировано Венгрией. С началом Второй мировой войны венгерское правительство объявило мобилизацию. «В храме моего родного села служил отец Доримедонт, который наставлял меня в законе Божием и благословил меня помогать ему в алтаре. Когда я подрос, то с благословения родителей и отца Доримедонта поступил послушником в монастырь, где со временем меня постригли в рясофор с именем Иов. А тут, как назло, началась Вторая Мировая война. Чехи из Закарпатья ушли – опять пришли мадьяры. Сделали они ревизию монастыря и приказали мне идти в мадьярскую армию. Экая напасть – только меня там и не хватало!» - так вспоминал о. Иов.
Чтобы избежать призыва на военную службу в венгерской армии, о. Иов перешел границу с СССР. Во время перехода границы он был арестован, направлен в УНКВД по Станиславской области для дальнейшего ведения следствия. Особое совещание при НКВД УССР постановило «Кундрю Ивана Георгиевича за нелегальный переход госграницы и как социально-опасный элемент заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 7 октября 1940 года».
По указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1942 г. И. Г. Кундря был амнистирован и вскоре направлен на фронт в составе Чехословацкой бригады генерала Людвига Свободы. В 1945 г. вернулся в свой монастырь в с. Городилово, где 16 ноября 1945 г. был рукоположен в иеродиакона и направлен на работу в епархиальное управление в г. Мукачев. 7 мая 1946 г. о. Иов был рукоположен во иеромонаха и избран настоятелем Свято-Троицкого скита в Городилово.
Семь лет отец Иов не был дома. Это были годы испытаний, которые закалили его дух. Он пропустил через себя боль многих людей, и Господь подарил ему способность эту боль утолять. У него открылся дар молитвы и прозорливости. Он стал тем, кого на Руси издревле называли старцами.
Он излучал особую, благодатную радость. Тем, кто приходил за утешением, он говорил: «Ніч би ся журила! Дасть Бог – все буде добре». При этом его лицо светилось от радости и простые слова, сказанные на русинском диалекте, действовали сильнее любой проповеди. Однако при всем милосердии он был нетерпимым к порокам, особенно когда это касалось святыни. Однажды он увидел, что после чтения Псалтири за душу умершего на поминальный стол поставили водку. «Люди! Что вы делаете! Псалмы читались, а вы такое делаете! Я ухожу отсюда!»
В 1966 году отца Иова рукоположили в архимандрита. Седому старцу шел тогда шестьдесят третий год. Он служил в селе Угля, был духовником огромного округа и нескольких монастырей, по его рекомендации более полутора сотен юношей поступили в духовные семинарии и стали пастырями, а батюшка искренне считал себя недостойным сана архимандрита. «Смиренно прошу вас владыка, - писал старец архиепископу Григорию, - оставить меня в сане игумена, который я имею. Есть много священников, богословов и протоиереев, которые уже более 40 лет служат Церкви и они достойны такой награды, а не я. Поэтому второй раз прошу Вас не награждать меня таким высоким саном».
28 июля 1985 года в день памяти равноапостольного князя Владимира в Угольскому храме было многолюдно, как обычно бывает в такие большие праздники. Батюшка служил всегда ревностно и возвышенно, будто разговаривая с Богом. Однако во время проповеди он удивил верующих. Всегда лаконичный, на этот раз он говорил долго и вдохновенно, словно прощаясь с паствой. В конце дня он совершил вечерню, во время которой по его лицу непрерывно текли слезы. Вечером, после службы его воспитанник отец Иосиф Ярема услышал последнее наставление. Старец говорил о том, что скоро наступят времена, когда православных не будут преследовать за веру, но свободой новой эпохи не надо обольщаться, потому что произоёдёт чрезвычайный упадок морали. Во время разговора отцу Иову стало плохо и в тот же вечер он скончался.
Старец завещал похоронить себя в Угле, однако его завещание сегодня частично нарушено. Он покоится не на кладбище, а в Угольском храме, потому что 12 октября 2007 года состоялось его прославление в лике святых.
✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей!
✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал
✅ Поддержи нас в Instagram





