В каком возрасте дети осознают последствия своих поступков?

В каком возрасте дети осознают последствия своих поступков?

«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто мы произносим эту фразу, обращаясь к своим детям. Вопрос риторический, но если задуматься: а действительно, понимает ли?... 

 

Психика ребёнка до 7 лет устроена так, что он пока не способен осознавать последствия своих действий даже для самого себя, не говоря уже для других. 

Мы требуем от него подумать, что произойдёт, если он выбежит на дорогу/ съест неизвестную ягодку/ будет играть со спичками итд. Но он не понимает, что может произойти что-то плохое. 

 

Тем не менее, если мы доступным языком расскажем, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будем объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумать игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.

 

Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.

 

По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.

 

В возрасте 7-12 лет ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. 

Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. 

8-летний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». 

 

В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

 

В подростковом возрасте (12-16 лет) формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

 

Не говорите подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Вслед за такими фразами должны идти аргументы.

 

К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.

 

В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

 

Да, мы часто требуем от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие. Но как видите, это происходит только к наступлению совершеннолетия. 

Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.

 

Слушайте своих детей, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. А выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.

 

Елена Царалунга

 

Использованы материалы:

"Возрастная психология и психология развития", И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий

 

✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей! 

✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал

✅ Поддержи нас в Instagram